Новости
    События, анонсы
    Обновления
 Биография
    Детство и юность
    Театральное училище
    Семья
    Ленком
    Малая Бронная
    Театр на Таганке
    О профессии и о себе
 Творчество
    Театр
    Кино и ТВ
    Радиопостановки
    Книги
 Фотогалерея
    В театре и кино
    В жизни
 Персоны
    Анатолий Эфрос
 Пресса
    Рецензии
    Книги о творчестве Ольги Яковлевой
 Общение
    Написать письмо
 О сайте
    Об Ольге Яковлевой
    Разработчики сайта


 Читайте книгу Ольги Яковлевой     

«Если бы знать...»



Пресса => Рецензии
    «Кабала святош» (МХАТ им. Чехова), 2001
    авторы: Фридштейн Ю. -



ОДНОЙ ЗВЕЗДЫ Я ПОВТОРЯЮ ИМЯ...
«Кабала святош» во МХАТе

Как известно, в пьесе М. Булгакова «Кабала святош» у Мадлены Бержар две большие сцены. В спектакле МХАТ имени А.П. Чехова (режиссер Адольф Шапиро) Мадлену Бежар играет Ольга Яковлева.

Первая сцена – прощание с Театром. Вторая – прощание с Жизнью. Войдя в эту пьесу в этой роли, Яковлева принесла с собой тему, о которой раньше как-то не приходилось задумываться: доминирующим становился обычно мотив противостояния власти и художника. Яковлева, играя свою Мадлену, неожиданно, но предельно убедительно, сделала явным совсем другое: мысль о том, как, в сущности, жестко и разрушительно воздействует Театр на Жизнь, и когда кончается одно, то вместе с ним неизбежно, неотвратимо обрывается и другое.

Первая картинка спектакля немая: застывшие в театральных позах на фоне подсвеченных занавесей актеры. Яковлева узнаваема сразу, даже в темноте, даже издалека: немыслимый изыск и излом ее абсолютно естественной фигуры. Спутать невозможно. Дальше – мельтешение, мелькание, она – в толпе других актеров, носится, почти летает... Но вот Мольер сообщает Мадлене о своем решении: он женится. Ее первая фраза: “На ком?” В голосе – ужас, однако она еще надеется. Недолго. Поняла – противиться бесполезно. Тем не менее: “Пойдем домой, ты зажжешь свечи, я приду к тебе... Ты почитаешь мне третий акт “Тартюфа” А? По-моему, это вещь гениальная...” Здесь у Булгакова ремарка: “заискивающе”. Яковлева играет совсем иначе: восхитительно мудрую женщину, единственно способную по-настоящему оценить то, что есть Мольер.

Вечная тема Яковлевой: необыкновенная женщина рядом с мужчиной, который обыкновенен. Даже – если Наполеон. Даже – если Мольер. С мужчиной, который “не стоит ее тайны”. С мужчиной, про которого она все знает, но любит, оттого жалеет, оттого прощает. Все наперед предвидит, однако наступает миг, когда власть ее над ним кончается... Вспомнилась фраза ее Жозефины: “Мой знаменитый ум”, с такой невероятной горечью ею произносимая, – в другом сюжете, но какая разница... Яковлева отличается от актерского племени еще и тем, что всегда знает, что она играет.
Мольер женится на Арманде. Она поняла. Сникла: сразу, откуда-то, словно старушечьи жесты, беспомощные, безнадежные. Но в словах “Мольер, мне тебя жаль” – и напутствие, и прощание, может быть, и проклятие тоже.

Медленно начинает складывать свои вещи. Опасная придумка, так легко впасть в мелодраматизм... Но Яковлева снимает со стены распятие, кладет его в баульчик – то ли театральный, то ли страннический, туда же зеркало (сперва в него поглядевшись), перчатки, какой-то портрет... Мольер скажет: “Прощай”. Она не услышит. Потом выйдет на авансцену, долгая пауза. Яковлева смотрит в зал. Просто стоит и смотрит. Больше ничего. И это самая пронзительная и самая главная сцена всего, более чем трехчасового, спектакля. Потом медленно, через всю сцену, пустую, огромную, она уйдет. Из глубины обернется, взглянет в последний раз. Так, в последний момент обернувшись, уходила когда-то ее Селимена. Нет, не «повтор» это, не «цитата», совсем другое – великий ее дар: ощущать и играть Судьбу.

Вторая сцена – с архиепископом. Вновь долгий, грандиозный проход через всю сцену. Ее Мадлена почти безумна. Да это уже и не Мадлена – тень Мадлены напоминает о ней. Воплощенная скорбь, сгусток, средоточие страдания. Снова опасный жест: заламывание рук. И снова – ни грана ложного пафоса, ни тени театральности. А когда архиепископ отпускает Мадлене грехи: “Теперь могу лететь?” И – уползает. Лететь не получается. Ее полеты кончились тогда, когда “покинула сцену”...
В этом спектакле участвует много замечательных актеров. Не называю их имен. Очень надеюсь, что каждый из них еще даст повод, и не один, посвятить ему много восторженных слов. А пока: “Среди миров, в мерцании светил /Одной Звезды я повторяю имя”... На сцене Московского Художественного театра имени А.П. Чехова Ольга Яковлева играет в спектакле “Кабала святош” Мадлену Бежар. Увидеть это надо всем и каждому: редко случается на нашем театре такое!

 
 

 При копировании ссылка на сайт обязательна!
Rambler's Top100

Разработка: AlexPetrov.ru

Хостинг 
от Зенон Хостинг от ZENON
Copyright © 2009-2017 Olga-Yakovleva.ru