Новости
    События, анонсы
    Обновления
 Биография
    Детство и юность
    Театральное училище
    Семья
    Ленком
    Малая Бронная
    Театр на Таганке
    О профессии и о себе
 Творчество
    Театр
    Кино и ТВ
    Радиопостановки
    Книги
 Фотогалерея
    В театре и кино
    В жизни
 Персоны
    Анатолий Эфрос
 Пресса
    Рецензии
    Книги о творчестве Ольги Яковлевой
 Общение
    Написать письмо
 О сайте
    Об Ольге Яковлевой
    Разработчики сайта


 Читайте книгу Ольги Яковлевой     

«Если бы знать...»



Пресса => Рецензии
    «Обольститель Колобашкин» (Театр на М. Бронной), 1968
    авторы: Зубков Ю. -



Заметки критика / / Театр. жизнь — 1968. — № 10, май.

«… Характерно, когда мысленно сопоставляешь такие несхожие между собою – по сюжету, по времени действия, по характерам героев, по образному строю – спектакли, как «Медея» (реж. В. Ткач) и «Обольститель Колобашкин» Э. Радзинского в Театре на Бронной (постановка Анатолия Эфроса), неожиданно обнаруживаешь между ними нечто общее. Это общее состоит в трактовке людей, занятых повседневными жизненными делами, людей, составляющих основу общества, как непроходимых мещан, которым противостоит некая исключительная, своеобычная, ни на кого не похожая личность. Кстати, схож и сам «принцип» подхода: личностью, за которой справедливость и романтика, личностью, призванной вызывать к себе симпатию, в одном случае оказывается женщина, поправшая все нормы человеческого общежития, в другом – проходимец и авантюрист Колобашкин.
Не сатирой, а пародией, неумной и несправедливой, на нашу современную действительность оказывается пьеса Э. Радзинского и постановка А. Эфроса. Пародией, утверждающей со сцены скепсис и уныние, отрицание и безверие.
Не раз приходилось слышать, что, дескать, оптимизм – вовсе не обязательное качество произведений искусства, что не полезнее ли в иных случаях пессимизм, побуждающий читателей и зрителей задумываться над несовершенством действительности. Но ведь даже в произведениях зарубежных авторов, рисующих самые мрачные картины капиталистической действительности, в произведениях, пронизанных духом пессимизма, он не вооружает читателя и зрителя верой в социальное и нравственное обновление мира, не вселяет в него желание борьбы, не открывает перед ним историческую перспективу. И чем иным, кроме непонимания автором исторического процесса, отсутствием у автора реального социального опыта, глубоких связей с практикой коммунистического строительства, может объясниться пессимистическое звучание того или иного произведения о современной советской действительности?
… Сегодня мы нередко сталкиваемся с таким явлением, что «маленький» человек, выдаваемый автором за олицетворение высшей нравсвенности нашего времени, таким маленьким (только уже без кавычек!) и является на самом деле, ибо он не связан с созидательным трудом общества, не чувствует себя полнокровным и полноправным строителем нового мира, чужд чувства ответственности за судьбы этого мира. Нравственность же его или, скромнее говоря, порядочность – не что иное, как сумма отвлеченных, абстрактных прописных истин. Тема же рабочего класса оказалась, по сути дела, вытесненной с наших сценических подмостков…
Тем большую досаду и горечь вызывает появление таких спектаклей, как «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина в театре имени В. Маяковского, «Три сестры» А. Чехова в Театре на Бронной, «Доходное место» А. Островского в Театре сатиры. Режиссура этих спектаклей, видимо, и не ставила перед собой цели открыть в содержании классических произведений то, что отвечает сегодняшним духовным потребностям и запросам людей, способно помочь им в решении важных жизненных, нравственных проблем, а стремилась к иному – к выражению собственных взглядов на действительность, далеких от взглядов, как авторов пьес, так и нашего общества…»

 
 

 При копировании ссылка на сайт обязательна!
Rambler's Top100

Разработка: AlexPetrov.ru

Хостинг 
от Зенон Хостинг от ZENON
Copyright © 2009-2017 Olga-Yakovleva.ru