Новости
    События, анонсы
    Обновления
 Биография
    Детство и юность
    Театральное училище
    Семья
    Ленком
    Малая Бронная
    Театр на Таганке
    О профессии и о себе
 Творчество
    Театр
    Кино и ТВ
    Радиопостановки
    Книги
 Фотогалерея
    В театре и кино
    В жизни
 Персоны
    Анатолий Эфрос
 Пресса
    Рецензии
    Книги о творчестве Ольги Яковлевой
 Общение
    Написать письмо
 О сайте
    Об Ольге Яковлевой
    Разработчики сайта


 Читайте книгу Ольги Яковлевой     

«Если бы знать...»



Пресса => Рецензии
    «Воспоминание» (Театр на М. Бронной), 1982
    авторы: Коток Е. -



«Проза и поэзия жизни» - «Московская правда» от 12 января 1982 г.

Новый спектакль Театра на Малой Бронной по пьесе Алексея Арбузова называется «Воспоминание». Мы привыкли, что воспоминание — это всегда обращение к прошлому, к тому, что было. В арбузовской же пьесе все, что происходит с героями, происходит сейчас, сию минуту, и воспоминанием станет лишь потом, в будущем. А пока в солнечный день в предместье Ленинграда долгий и громкий смех счастливых женщин прерывается неожиданным признанием. Муж полюбил другую, секрета из этого не делает и просит жену решить свою дальнейшую судьбу. В течение трех дней все и решается. Вот, собственно, содержание пьесы.
Что же здесь называть воспоминанием? Забавные и, в общем, довольно банальные детали счастливой семейной жизни, которые возникают в диалогах героев? Столь же тривиальные мелочи несчастливой жизни у той, которая полюбила Его, и того, кто может полюбить Ее? Все это еще здесь, с героями, и через этот психологический шок нужно пройти, с достоинством его пережить, продолжая работать (она врач, он астроном), выполнять свои обязанности перед окружающими и даже играть роль гостеприимных хозяев в присутствии не вовремя приехавших родственника Дениса и его спутницы Асеньки.
Никаких сколько-нибудь значительных событий не происходит, никакого, пусть минимального, пусть затекстового развития характеров героев нет (налицо лишь их раскрытие). «Правила игры» заявлены сразу и без оговорок. Информация, которую мы получаем вначале, не изменится на протяжении всей пьесы. Диалоги, диалоги, диалоги... И все же они становятся драмой с первых реплик, с этой страшной в своей откровенности ситуации, когда каждый знает, что разрыв неизбежен и что нужно через него пройти с минимальными потерями для обоих. Все ложится на хрупкие плечи женщины, и можно в этом усмотреть отголоски модного нынче поветрия феминизации мужчин. Но Арбузов, замечательно написав характер Любови Георгиевны (женские образы ему особенно хорошо всегда удаются), не спешит разоблачить ее мужа Владимира Евгеньевича. Тем более, что собирается тот уходить не из корысти: его избранница – «несмышленыш» с двумя детьми, и ей нужна опора, забота, нежность и неведомая раньше любовь.
Арбузов вообще не умеет выставлять оценки своим персонажам, не делит их на положительных и отрицательных, предпочитает полутона, а не чистые краски. Он пишет жизнь людей обычных, таких же, как и большинство из нас, и замечательно схватывает минуты, когда мы способны на доброту и самопожертвование, на чуткость и деликатность. «Выключенность» этой его пьесы из производственной сферы и сосредоточенность на теме личной не ведет к камерности, личное легко проецируется на общественное: герои и там и здесь остаются цельными и ранимыми, простыми и сложными, ошибающимися и правыми.
Театр и режиссер-постановщик Анатолий Эфрос уловили эту добрую тональность пьесы, простоту, легкость и изящество ее письма, актуальность ее кажущейся старомодной проблематики. Театр прочитал пьесу как воспоминание и напоминание (на день сегодняшний и на день вчерашний) о простых и никогда не стареющих ценностях человеческого общежития. Он без суеты и скороговорки поведал о прозе жизни и о ее поэзии тоже.
Экспрессивный и порой усложненно психологичный А. Эфрос поставил как будто совершенно не похожий на самого себя тихий спектакль. С домом, с бытом, в самом что ни на есть натуральном пространственном и временном измерении. Когда же этот тщательно отделанный художником Д. Крымовым дом на глазах у зрителей рабочие сцены разбирают на части, возникает простор ленинградского пригорода с воздухом, которым, кажется, так легко дышать актерам.
О. Яковлева в роли главной героини спокойна, расчетлива, уравновешенна. Никакой взвинченности и никакого инфантилизма, характерных для ее прошлых работ. Арбузов называет Любовь Георгиевну женщиной пленительной, и Яковлева здесь действительно такова. Пленительна не только лицом, пластикой, тембром голоса, но и протяженной грацией всего своего пребывания на сцене. Ей как будто поменяли генетический код, лишили исходных данных. О них напоминает (и притом прекрасно) В. Салтыковская, которая играет Киру, дочь Любови Георгиевны, в манере былых героинь Яковлевой. Как будто напрочь утрачена трагическая характерность прежних ролей Л. Перепелкиной. Она рисует мать героя легкими, акварельными красками. И. Шабалтас в роли Дениса, московского незваного гостя, пытается представить негодяя, или, точнее, одного из современных жестоких и злых молодых людей, но от сцены к сцене (по мере того, как он выслушивает воспоминания Любови Георгиевны и делится с нею своими) возникает характер человека, не менее цельного и незащищенного, чем Владимир Евгеньевич (О. Вавилов),
Помимо основных исполнителей нельзя не назвать актрис в крошечных ролях-вариациях к основной теме — М. Андрианову, Андрианову, Д. Шутову. С появлением певицы Д. Шутовой мы как бы физически ощущаем дыхание старого Петербурга, Петербурга Достоевского и Блока. А ведь у актрисы всего несколько слов и две-три музыкальные фразы о конце любви. Использованная в спектакле музыка Г. Шенберга (кстати, подсказанная авторской ремаркой) составляет как бы фон театрального представления.
Что ж, Арбузов действительно написал хорошую пьесу, рассказав о своих добрых героях, талант которых прост, независим от происхождения и профессии человека и все же по-прежнему уникален, и талант этот — интеллигентность.
На мудрости, доброте и просветленном таланте драматурга и театра, рассказавших о дорогой цене человеческой стойкости, замешан этот спектакль. Когда в его финале героиня остается одна, тогда-то и начинается грустное воспоминание. О жизни двоих, которая распалась, потому что нужно уметь не только брать, но и отдавать. Потому что она, эта жизнь, строилась по любви, а не по расчету. Все закономерно, все обьяснено, но как грустно, что случилось (и случается) именно так, а не по-другому. Начинается воспоминание. Не на сцене, а в нас, не в театре, а в жизни. Воспоминание о пьесе и спектакле «Воспоминание».

Е. КОТОК,
кандидат филологических
наук.

 
 

 При копировании ссылка на сайт обязательна!
Rambler's Top100

Разработка: AlexPetrov.ru

Хостинг 
от Зенон Хостинг от ZENON
Copyright © 2009-2017 Olga-Yakovleva.ru