Новости
События, анонсы
Обновления
Биография
Детство и юность
Театральное училище
Семья
Ленком
Малая Бронная
Театр на Таганке
О профессии и о себе
Творчество
Театр
Кино и ТВ
Радиопостановки
Книги
Фотогалерея
В театре и кино
В жизни
Персоны
Анатолий Эфрос
Пресса
Рецензии
Книги о творчестве Ольги Яковлевой
О сайте
Об Ольге Яковлевой
Разработчики сайта
Читайте книгу Ольги Яковлевой
«Если бы знать...»
Пресса => Рецензии
«Веранда в лесу» (Театр на М. Бронной)
, 1986
авторы: Бармак А. -
Из книги А.Бармак «Актеры и роли. Ольга Яковлева»:
«Стремление сохранить, защитить то, что она считает самым дорогим и важным в жизни, то, без чего немыслимо человеческое существование, и то, что постоянно находится под угрозой разрушения, —обычно это называют духовным началом в человеке, именно этому и подчинена жизнь и деятельность героини «Веранды в лесу» Светланы Николаевны. Женщина, которой полной мерой было отпущено всяких неурядиц, невзгод, невосполнимых потерь, необычайно привлекательна.
В ее личности есть великолепная гармония, воспитанная, выработанная трудовым отношением к жизни. Светлана Николаев на всю свою жизнь трудилась. Это, пожалуй, одна из немногих ролей актрисы, в которой так точно и ясно раскрыта была тема труда как созидательного начала, как силы, сохраняющей саму человеческую личность. Причем труд, которому отдана жизнь Светланы Николаевны, зоолога, работающего в заповедниках, труд, направленный на воссоздание и сохранение живой природы, часто не дает возможности увидеть его плоды.
Высочайший стоицизм живет в этой сдержанной, немногословной женщине, давшей себе обязательство выстоять. А сделать это тем труднее, что даже близкие ей люди готовы сдаться, опустить руки, уйти в сторону, объясняя свое, по сути дела, предательство самыми объективными причинами. Борьба за сохранение природы — это борьба за сохранение еще и самого человека, ибо чудовищно потребительское отношение к природе, которое постепенно выработала в человеке цивилизация, опустошает его душу так же, как сам человек опустошает природу.
Один из самых трагических парадоксов, который приходится ощутить и с которым приходится бороться Светлане Николаевне, заключается в том, что природа по сути своей созидательна, а человек, как принято полагать, венец ее, человек, долженствующий делать дело, то есть создавать, строить, легко и часто отказывается от этого своего предназначения и становится всего лишь функцией некоего обезличенного, хотя технически и достаточно сложного механизма.
Светлана Николаевна борется за сохранение заповедника — и мы хотим верить, что она победит. Потому что заповедник для нее — это не только кусочек живой, еще не тронутой железной рукой человека-потребителя природы, но это и некое духовное пространство, вмещающее в себя систему истинно человеческих ценностей, подлинных человеческих взаимоотношений, это вообще мир человека — человеческий мир, это нечто заповеданное, то есть нечто поднимающее вопрос долга, нравственного обязательства, веры и стойкости.
К современной роли актриса вернулась после длительного перерыва — несколько лет интенсивной творческой жизни почти целиком отданы были работе над классикой. Возвращение к современной теме было весьма ответственным, а результат его оказался очень интересным и поучительным. Дело здесь не только в том, что актриса верно поняла суть характера своей героини. Гораздо более важным представляется тот факт, что в том, какой она предстала перед нами на сцене, мы с радостью увидели многие хорошо нам знакомые черты, идущие от тех, теперь уже достаточно отдаленных от нас временем молодых героинь Яковлевой, которые так волновали и восхищали зрителя начала и середины шестидесятых годов.
Они как бы прошли определенный путь взросления, становления характера, они приобрели мудрость, опыт и, что самое главное, нисколько не потеряли в той удивительной способности мужественно и требовательно относиться к жизни, которая была их отличительной особенностью в юности.
Более того — та повышенная требовательность к жизни и своему месту в ней, та предельная честность в нравственных оценках действительности, которые могли в свое время восприниматься как один из признаков известного максимализма, как будто бы всегда свойственного юности и, увы, часто проходящего с годами, стали крепкой, коренной внутренней основой жизни этого повзрослевшего поколения. Стали его нравственной традицией, присущей ему внутренней культурой, той внутренней культурой, которая определяет вообще нравственный дух времени и является звеном, связующим разные поколения, разные эпохи, тем, что позволяет ощутить преемственность духовных ценностей, их вечность.
О. М. Яковлева относится к тем художникам, для которых чрезвычайно важным является точный адрес их героев. Это не следует понимать совсем буквально. Например, где находится заповедник Светланы Николаевны — неизвестно. Где эта «веранда в лесу», где этот лес и как туда проехать? Между тем адрес ее известен. Он понятен — он есть. Эта роль имеет точную социальную, временную, психологическую, если угодно, даже бытовую закрепленность.
Изумительная способность на основе такого точного адреса создавать образы обобщенные, художественно удивительно емкие и делает талант Яковлевой подлинно реалистическим, с той необходимой мерой поэтизации жизненных явлений и типов, которая не дает ее созданиям быть ни отвлеченными, ни натуралистичными.»
При копировании ссылка на сайт обязательна!
Разработка:
AlexPetrov.ru
Хостинг от ZENON
Copyright © 2009-2024
Olga-Yakovleva.ru