Новости
    События, анонсы
    Обновления
 Биография
    Детство и юность
    Театральное училище
    Семья
    Ленком
    Малая Бронная
    Театр на Таганке
    О профессии и о себе
 Творчество
    Театр
    Кино и ТВ
    Радиопостановки
    Книги
 Фотогалерея
    В театре и кино
    В жизни
 Персоны
    Анатолий Эфрос
 Пресса
    Рецензии
    Книги о творчестве Ольги Яковлевой
 О сайте
    Об Ольге Яковлевой
    Разработчики сайта


 Читайте книгу Ольги Яковлевой     

«Если бы знать...»



Пресса => Рецензии
    «Воспоминание» (Театр на М. Бронной), 1986
    авторы: Бармак А. -



Из книги А.Бармак «Актеры и роли. Ольга Яковлева»:

«Мир, в котором живет героиня «Воспоминания» А. Арбузова, представлен в спектакле с такой подробностью, что, кажется, не может возникнуть вопрос о точном адресе Любови Георгиевны, врача, проживающей в Ленинграде, точнее, в предместье города, Стрельне, в одном из чудом сохранившихся старых домов-особняков. Удивительно бережно переданы на сцене приметы этого дома, его особое настроение, его неторопливый, вдумчивый, несколько старомодный быт. В этом спектакль точно следует пьесе, той созданной Арбузовым особенной атмосфере, в которой достаточно обыкновенный жизненный уклад приобретает черты поэтические, неповторимые.
Пьеса Арбузова очень трудна для исполнительницы главной роли. Она написана так, что как будто бы и не дает актрисе возможности выхода из замкнутого круга одних и тех же переживаний. Излишний акцент на некую самодовлеющую демонстрацию подробного процесса этих переживаний — а это в спектакле есть — до некоторой степени лишает роль внутреннего движения. От этого создается впечатление, что в спектакле на протяжении огромного сценического времени актриса играет как бы одну и ту же оценку. Долго идет спектакль, и все время она вынуждена делать опаснейшие вещи — играть стрессовое состояние. Мобилизуя все свои возможности, Яковлева держит и нас в напряжении до конца спектакля. Между тем по-настоящему все предельно точно и ясно сыграно актрисой в первом действии, в уютной гостиной старого особняка, когда над ней разразился удар судьбы — уход из семьи мужа. Все, что происходит дальше, все, что потом существует в спектакле, нужно как будто бы только для того, чтобы дать возможность актрисе раскручивать виток за витком откровенные движения человеческой психики. Финал спектакля, в котором героиня наконец находит выход из жизненного тупика, выглядит в спектакле неубедительно именно потому, что за подробным исследованием стрессового состояния сникло, излишне выровнялось внутреннее действие роли.
Что можно сказать о подобных ролях, к счастью, очень немногочисленных в творческой биографии актрисы? Удачно ли сыграна роль Любови Георгиевны или неудачно? Хорошо или плохо? Верно или не верно? Никак нельзя определенно ответить на этот вопрос. Говорить о том, хорошо или плохо сыграна та или иная роль, невозможно вообще, в силу крайней неопределенности этих понятий применительно к процессу живого искусства, а этот процесс всегда и несмотря ни на что присутствует в любой работе актрисы. Да и вообще, Кто значит хорошо или плохо — по отношению к чему хорошо, по отношению к чему плохо? Удачно — кажется, что так, если иметь в виду, что роль удалось оживить, одухотворить если не по всей ее линии, то, по крайней мере в основном ее узле — оценке главного события. Верно или не верно — ответ в данном случае не может быть однозначным. Правда, лежащая в основе таланта актрисы, временами прорывалась все же сквозь «условия игры».
Как, в сущности, мало мы понимаем в тайнах актерской профессии, как мало мы восхищаемся ею, как мало мы сочувствуем актерам. Холодно разбирая то, что мы называем актерская работа, вынося им оценку, иногда строгую, иногда снисходительную, бывает, что поверхностную, умещающуюся часто в двух-трех не очень точных словах, никак не отражающих суть актерского искусства, мы забываем об исключительности и совершенной уникальности той области поэзии, которая называется искусством актера.
Мы читаем на афишах - сотый спектакль. Что это такое – сто раз сыграть одну и ту же роль? Несколько сезонов подряд играть Джульетту, Lise Хохлакову, Дездемону, Наталью Петровну. По нескольку раз в месяц перевоплощаться в эти образы, проживать эти жизни, создавать их вновь и вновь, каждый раз испытывая мучительное чувство неудовлетворения созданным. В промежутках между спектаклями не знать отдыха от никогда не прекращающейся внутренней работы над давно, казалось бы, сыгранным образом, никогда не иметь возможности отстраниться от него, взглянуть на него со стороны, как это может позволить себе любой другой художник, чье создание существует уже помимо него, — у актера оно всегда с ним, всегда в нем».

 
 

 При копировании ссылка на сайт обязательна!
Rambler's Top100

Разработка: AlexPetrov.ru

Хостинг 
от Зенон Хостинг от ZENON
Copyright © 2009-2024 Olga-Yakovleva.ru