Новости
    События, анонсы
    Обновления
 Биография
    Детство и юность
    Театральное училище
    Семья
    Ленком
    Малая Бронная
    Театр на Таганке
    О профессии и о себе
 Творчество
    Театр
    Кино и ТВ
    Радиопостановки
    Книги
 Фотогалерея
    В театре и кино
    В жизни
 Персоны
    Анатолий Эфрос
 Пресса
    Рецензии
    Книги о творчестве Ольги Яковлевой
 О сайте
    Об Ольге Яковлевой
    Разработчики сайта


 Читайте книгу Ольги Яковлевой     

«Если бы знать...»



Пресса => Рецензии
    «Снятый и назначенный» (Театр на М. Бронной), 1974
    авторы: - Владимирова З.



«Спектакль реалистический и современный» -«Московская правда» от 4 января 1974 г.

«…С должности снят директор научно-исследовательского института академик Никольский, который этот институт создавал. Крупный, хороший в прошлом организатор, с годами утративший способность самостоятельно оценивать собственные дела и поступки, проявивший несколько волюнтаристские наклонности. А назначен Пожлаков, тридцатичетырехлетний доктор наук, у которого как раз все впереди, и энергии, и планов, и замыслов — хоть отбавляй. Казалось бы, в институте складывается обстановка, «близкая к расчетной», как выражается новый директор: за одним — опыт и обширные знания, за другим — молодость и способность к риску, столь необходимая в науке. Но нет: академик в штыки встречает того, кто его «сместил» и, как он полагает, унизил, и тем самым задевает самолюбие Пожлакова. Мстительное чувство подсказывает последнему распоряжения, которых он будет потом стыдиться: он зарывается, рубит сплеча, и это лихорадит институт, и кто-то уже подает заявление об уходе. Словом, вместо плодотворного сотрудничества возникает угроза разрыва: потенциальные союзники становятся едва ли не врагами.
Театр, как кажется, намеренно оставляет в стороне вопрос о том, верным или неверным было само перемещение. В конце концов не так уж и важно, кто займет это кресло: сочтемся славою, лишь бы не страдало дело! Но вот вопрос о культуре отношений, при этом складывающихся, остро волнует создателей спектакля, потому что это — часть той борьбы за гармоничного, нравственно-воспитанного человека, которую наше время настойчиво выдвигает на повестку дня.
Никольского играет Л. Броневой, который подошел к роли во всеоружии прежнего опыта, не отбрасывая навыка создания на сцене и экране негативного характера. Но, наложенные на положительную в своей основе сущность, эти «неприятные» черты дали образу неожиданный и очень обаятельный ракурс. Академик резок, колюч, язвителен; он крут в обращении, слегка самодур и полагает без особых к тому оснований, что ему дозволено больше, чем простым смертным. Но при всем том это крупная личность, и личность очень творческая, душа его не оскудела чувствами. Ученый в нем главенствует, и Пожлаков в исполнении Л. Дурова — не герой и не злодей, но человек, которому немало дано и с которого есть за что спросить по всей строгости. Явившись в институт в потрепанных джинсах и вызывающей желтой футболке, он попытался было взять эту крепость штурмом, и немедленно наделал массу глупостей. Но его человеческий потенциал привлекателен: его отличают размах и смелость мысли, он явно талантлив, и так же, как Никольский, способен понять собственную неправоту, что особенно важно для затеянного театром разговора.
Наконец, есть третья фигура, о которой пока не было сказано. Это Ксения, дочь Никольского (О. Яковлева). Она — совесть, разум, нравственный камертон спектакля. Это именно ей принадлежат ключевые слова об инфарктах, которых могло бы не быть, если бы люди иначе вели себя в подобных случаях. Немногословная, сдержанная женщина с тихим голосом, странно не соответствующим той непримиримости, которая в ней живет, она стоит весь спектакль у притолоки, почти не меняя позы, а мы, зрители, полностью осведомлены, какую фазу оценки событии она проходит в данный момент; ее внутренний голос внятен нам на всем протяжении спектакля.
«Снятый и назначенный» — спектакль режиссуры строгой и не стремящейся быть замеченной. Черты современного делового стиля в оформлении: нейтрально-серые, уходящие вдаль панели, окантованные трубочками «дневного света», и много стульев, которые по необходимости образуют обстановку то аэродрома, то холла гостиницы, то института, где работают герои (художник В. Серебровский). Наблюдательность и достоверность в каждом «отсеке» набирающего силу действия. Слаженный ансамбль, где почти все роли обеспечены хорошими исполнителями (Артамонов — Д. Дорлиак, Мальчевский — А. Мартынов, Тургаев— Г. Мартынюк, Гриша — В. Лакирев и другие). Удивительно верный тон, острота и насыщенность диалога, на звучание которого обращено особое внимание.
Но, как и его герои, спектакль «Снятый и назначенный» не идеален, и недостатки в нем есть. Его публицистической проблемной фактуре заметно чужда надуманная «личная линия» — все, связанное с молодой женой академика, хотя Л. Перепелкина в этой роли достойно выходит из положения. Хотелось бы видеть в спектакле более яркую общественную атмосферу, жаль, что размышление нравственного порядка не привело театр к более прямым широким выводам. И самое спорное — финал, вернее, два взаимоисключающих финала, из которых театр вроде бы не выбирает ни одного.
Наступает момент, когда, переломив себя, Пожлаков приходит к Никольскому домой с предложением совместной работы и мира. Это очень убедительно сыграно: оба возбуждены и обрадованы открывающейся перспективой, оба говорят разом, перебивая друг друга, а темп все убыстряется и убыстряется, и это дает прекрасную «точку» спектаклю. Но действие продолжается, причем в огорчительном направлении: академик не принял протянутой ему руки, возобладала обида, он уехал. Думается, что предпочтительнее первая «точка»: сами характеры героев вопиют о сближении. Но, если театр настаивает на том, что подобные столкновения добром не кончаются, первый финал вообще не нужен.
Недостатки есть, но не в недостатках суть. Напряженное внимание зала говорит о том, что «Снятый и назначенный» задевает живые струны и не на одну научную среду распространяется его проблематика. Это спектакль актуальной мысли, реалистический и современный».
3. ВЛАДИМИРОВА.

 
 

 При копировании ссылка на сайт обязательна!
Rambler's Top100

Разработка: AlexPetrov.ru

Хостинг 
от Зенон Хостинг от ZENON
Copyright © 2009-2025 Olga-Yakovleva.ru