Новости
    События, анонсы
    Обновления
 Биография
    Детство и юность
    Театральное училище
    Семья
    Ленком
    Малая Бронная
    Театр на Таганке
    О профессии и о себе
 Творчество
    Театр
    Кино и ТВ
    Радиопостановки
    Книги
 Фотогалерея
    В театре и кино
    В жизни
 Персоны
    Анатолий Эфрос
 Пресса
    Рецензии
    Книги о творчестве Ольги Яковлевой
 О сайте
    Об Ольге Яковлевой
    Разработчики сайта


 Читайте книгу Ольги Яковлевой     

«Если бы знать...»



Пресса => Рецензии
    О творчестве О.М. Яковлевой, 2001
    авторы: - Вульф В.



«Вечная загадка Ольги Яковлевой».
Яковлева никогда не выносила на публику мир своих личных радостных или горьких переживании, оставляя только на сцене клубок изменчивых настроений, изысканных эмоций и прихотливых ощущений, С годами она становилась строже, и хрупкая ломкость уходила в прошлое.
До сих пор помню, как Ольга Яковлева играла Ирину в чеховских «Трех сестрах», как она молча сидела свернувшись в комочек, или молча стояла, опершись о стену. Это было почти 35 лет тому назад, она выглядела совсем молоденькой девочкой, но уже тогда умела по-женски страдать и тосковать о несбыточном. Было очевидно, что на сцене большая актриса. Уже тогда в ее благословенных созданиях оставался подтекст удивительной боли о неслучившемся, о прошлом.
В знаменитых спектаклях Эфроса «Женитьба», «Месяц в деревне», «Лето и дым», «Брат Алеша» поражали не только их сценическое обаяние, режиссерские находки и полемика с традиционными понятиями. Поражала Ольга Яковлева. Она всегда была в центре, роли строились как сюита лирических и эксцентричных интонаций, за которыми таилась глубокая и неразгаданная душа Ее женская прелесть, привычка к недоговоренности, когда слова играют роль пауз, или, наоборот, способность говорить огромными, светлыми, выразительными глазами, не произнося ни одного слова, выделяли ее из всех самых знаменитых московских актрис. Режиссер, любивший выстраивать психологические парадоксы, приучил Яковлеву к своему языку.
Вот и сегодня, когда давно уже нет Анатолия Васильевича, она живет в стихии его указаний и сыграла свою, может быть, самую лучшую роль после смерти Эфроса в спектакле Театра ар О.Табакова «Любовные письма» по пьесе американского драматурга А. Гурнея. Мелодрама в одном действии. На сцене - два человека: Эндрю -Олег Табаков и Мелисса - Ольга Яковлева Режиссер Евгений Каменькович удивительно тактично помог замечательным артистам распределить себя. Два актера два часа читают письма то в виде непосредственного диалога то в виде диалога очень сложного, потому что разговаривающее находятся как бы на очень большом расстоянии друг от друга. Ольга Яковлева. почти не двигаясь, сидя на стуле в левом углу сцены, сумела сыграть вою жизнь своей героини от юных лет до самого конца. В начале - мелочи бездумного житья, потом безысходность тоски и ужас одиночества, вечная разлука с любимым навсегда Эндрю и напрасное ожидание. С годами из памяти Мелиссы исчезают тени страстей, не умирает лишь великая земная любовь к Эндрю, прекрасно сыгранному Табаковым, партнером Яковлевой последних лет.
Казалось, совсем недавно они играли вместе драму Горького «Последние» в постановке Адольфа Шапиро Иван Коломийцев ~ Олег Табаков, Софья - Ольга Яковлева. Один из самых тонких и глубоких спектаклей Табакерки Матерински оберегая детей, Софья грустно и безжалостно оценивает поступки своего когда то любимого мужа Жизнь избавила ее от снисходительности и сантиментов Ее переполненная душа сжимается от горя, но выражает его она скупо и стыдливо Прерывистая, порой торопливая речь Софьи-Яковлевой в разговоре с мужем гневна, любовь перешла в ненависть Если прежде актрису можно было упрекнуть в вычурности и капризных изломах, то сегодня, не изменяя себя, она принесла на сцену тончайшую остроту своей внутренней жизни Скорбная мужественность Софьи остается в зрительской памяти За исполнение этой роли Яковлева была удостоена Государственной премии и премии «Золотая маска». Но дело совсем не в них. В театре все определяет талант.
Когда-то в книге «Бабанова. Легенда и биография» замечательный критик Майя Туровская писала: «Ольга Яковлева, наивная и опытная, нелогичная и нервная, с ее прихотливыми, как бы синкопированными ритмами и срывающимся дыханием - современная девочка-женщина, сильная и слабая одновременно. Джульетта и Таня шестидесятых - семидесятых годов. - примеривала на выпуклый лоб бабановскую корону». Столько лет прошло с тех дней, когда были написаны эти строчки. Ольга Яковлева - действительно наследница того редкого психологического склада актрис, которым славилась русская сцена В отличие от великой Бабановой она в начале своего пути играла много, тогда ей повезло, вокруг ее уникальной индивидуальности складывался театр Анатолий Эфрос был заинтересован в ее актерской
судьбе с первой встречи и до кон-LP своих дней. За последние пятнадцать лет Яковлева прожила совсем другую жизнь и силу своей внутренней драмы и сыграла в одной из поздних пьес Теннесси Уильямса – «В баре Токийского отеля».
Гончаров решил включить эту пьесу в репертуар только для Яковлевой. Репетировал все тот же Адольф Шапиро, но на этот раз репетиции шли трудно Спектакль не приняли ни внутри театра, ни критика. Режиссер явно не углубился в недра сложнейшей драмы великого американца Яковлева играет жену знаменитого художника, ныне больного, умирающего человека. Рецензии предсказывали спектаклю скорую смерть. Играть в этой атмосфере было очень нелегко Привычка ходить по нескольку раз смотреть свои переводы научила меня верить самому себе. Тут мы расходились во взглядах с Ольгой Яковлевой «В баре Токийского отеля» идет уже четвертый сезон. Публика по-прежнему делится на восторженных поклонников и резко не принимающих пьесу, хотя и Ольга Яковлева, и Эммануил Виторган играют превосходно. Думаю, что редко удается увидеть на сцене столь напряженную, почти бессловесную игру, как в первом акте спектакля, когда Мириам - Яковлева все время думает о том, что ее ждет. Актриса умышленно не играет написанную Уильямсом сцену заигрывания героини с барменом, когда она ночью спускается из номера в бар. Яковлева категорически не хочет делать никаких сексуальных тяготений, она убеждена, что это уже ей играть поздно, и переубедить ев невозможно, упрямство, эгоцентризм и уверенность в себе - одно из слагаемых этой талантливой, прелестной, умной и очень неуверенной женщины. Но, обеднив себя в начале спектакля, Яковлева берет реванш в сценах с мужем в финале. Она играет сильно, безнадежно, замолкая на полуслове, с четким сознанием, что от себя не уйти. Роль Мириам с каждым спектаклем играется все глубже и тоньше.
Можно только восхищаться искусством актрисы, награжденной природой удивительным талантом играть роли с той лирической обнаженностью, которой уже почти не осталось на сценических подмостках.

 
 

 При копировании ссылка на сайт обязательна!
Rambler's Top100

Разработка: AlexPetrov.ru

Хостинг 
от Зенон Хостинг от ZENON
Copyright © 2009-2025 Olga-Yakovleva.ru