Новости
События, анонсы
Обновления
Биография
Детство и юность
Театральное училище
Семья
Ленком
Малая Бронная
Театр на Таганке
О профессии и о себе
Творчество
Театр
Кино и ТВ
Радиопостановки
Книги
Фотогалерея
В театре и кино
В жизни
Персоны
Анатолий Эфрос
Пресса
Рецензии
Книги о творчестве Ольги Яковлевой
О сайте
Об Ольге Яковлевой
Разработчики сайта
Читайте книгу Ольги Яковлевой
«Если бы знать...»
Пресса => Рецензии
О творчестве О.М. Яковлевой
, 2008
авторы: Борисов И. -
И. Борисов. «...Фрагменты» - «Новосибирск: ННП «Дель арте», 2008 г.
«...Ее следовало увидеть, услышать и выбрать. Эфрос выбрал. Счастливый выбор обоих. «Взаимозазвучание»...
Высокой пробы скрипки, известно, неописуемо звучат не во всех пространствах...
Пространство эфросовского спектакля было ее пространством. В нем она «звучала». В руках великого музыканта. Для меня - немыслимо красиво... Артистка Ольга Яковлева... Относительно недавно, впервые после смерти Эфроса, я видел ее в одном достойном спектакле. Прекрасная актриса играла хорошо, но звук был «глухой». Пространство - не «эфросовское»...
В истории русского театра есть в чем-то подобный пример, окрашенный трагизмом... Алиса Коонен в таировских спектаклях. Не стало театра... Не стало Таирова... На театральную сцену легендарная Коонен, по сути, никогда не вышла... Жила, концертировала успешно, но на театральную сцену не вышла... Счастье -что Яковлева играет...
... В каждом спектакле Эфроса Яковлева вела соло о таинстве любви. У всех ее героинь - невообразимое женское страдание. И еще обреченность на гибель - трагическое предчувствие этого. Какая-то усталость в лице. Джульетта, Дездемона...
Игралось все это легко, с сухими глазами. Такая веселая затея велась... Комок к горлу подступал... Плач слышался смехом, а смех - плачем...
Героини Яковлевой сокрушались о том, что вокруг ни у кого - подлинного таланта любить, недосягаемой гармонии ума и сердца... Яковлева обладала талантом наделять этим своих героинь. И что с этой «неисчерпаемостью» делать?.
Вспоминаю ее игру и не знаю, как это описать точно: совершенно «не актерский» тембр, интонацию, как будто детскую - все такое живое, хрупкое, совершенно незащищенное. Внешне - никакого драматизма - кружение в танце. Изящном, на чувственном пределе...
Лицо, часто обращенное в зал. Но при этом абсолютная неразрывность с партнерами. Чутко, по-яковлевски, все воспринимала. Импульсивно это восприятие обнаруживала. До предела накаленное эмоциональное поле создавала. Все в нем оказывались - и партнеры и зрители.
Яковлева исчерпывающе заполняла своей игрой сценическое пространство эфросовских спектаклей. Была в естественной гармонии с деталями образного мира в декорациях, атрибутах спектакля.
Джульетта птицей металась среди металлических решеток прутьев... Наталья Петровна в последней сцене «Месяца в деревне» - с бумажным змеем, который никогда не взлетит...
Хотя ее соло было в абсолютной гармонии со всеми в спектакле, игра ее, как ни у кого из эфросовских актеров, кроме, разве что, Николая Волкова, словно «отклонялась» от сюжета роли в еще какой-то свой внутренний сюжет... Это «яковлевское» было таким манким, привлекало своей неисчерпаемостью. Повторялось из спектакля в спектакль. Ей ставили это в упрек: актриса повторяется. Зря. Эта личность имела право на «повторяемость». И зритель стремился еще раз услышать и увидеть эту «повторяемость». Любил это «яковлевское»...
... Эфрос был влюблен в джаз. Многое сказано о «джазовых импровизациях» его репетиций, дыхание которых переходило в спектакль.
Он был не просто дирижером своего «музыкального состава» - был его первой скрипкой; абсолют, правомерно берущий на себя безусловную роль дирижера.
Самые длительные, тонкие, виртуозные импровизации, созвучные его душе, определяющие смысл и настроение будущего спектакля, он вел на репетиции, прежде всего, с Яковлевой и еще, пожалуй, с Волковым.
Яковлева умела сердечно «подхватить» эфросовсную тему и нередко «уходила» - дальше и дальше. Он, бывало, долго следил за развитием своей темы, вслушиваясь, всматриваясь в ее игру, постигая самое выигрышное в ней, и, утвердившись в чем-то своем, каким-то тонким замечанием «подхватывал» ее звучание. Она что-то меняла в своей игре, и все обретало преображение. Звучала их совместная интонация - «новая музыка». Она была его «второй первой скрипкой», магическим кристаллом, сквозь который ему многое виделось в будущем спектакле...
Репетиции с Яковлевой не были благостными. Она не была «удобненькой», бывало всякое. Ее трата эмоциональная была безмерной, и выбросы энергии не всегда работали на смысловую целостность того, что режиссер затевал. Эфрос признавался: «Я иногда боюсь ее бесконечных сомнений, отказов, вопросов... Она способна кого угодно заставить усомниться. Но сколько раз своими раздражающими сомнениями она останавливала меня от быстрого решения или, что чаще, заставляла еще и еще раз какое-то решение обдумать, чтобы окончательно в нем утвердиться»...
Как это творчески прекрасно! И любой конфликт переплавлялся в торжество созидания...
Нервная трата эфросовская, конечно, была предельная... Здоровье режиссера...
... Книга Ольги Яковлевой «Если бы знать...» полна драматизма восприятия театрального бытия, особой непостижимости личности актрисы. Над книгой плачется... И смеешься... Так много в книге о жутковатом по отношению к Эфросу и вообще... Обидно...
... Однажды за кулисами я увидел Яковлеву после спектакля «Брат Алеша» по пьесе Виктора Розова на сюжет одной истории из «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского. Она играла Лизу Хохлакову. Больную девочку-подростка на коляске. Красивое лицо ее без грима было белой маской.
На время спектакля она отдала кровь своей героине, и боль ее вобрала в себя... И в этом смысле - понял я - она умела перевоплощаться.
Слышал о таком армянском присловье в адрес близкого человека - «отдай мне свою боль, я заберу твою боль»...
Эфрос обладал способностью воздействовать на тех, кто его слушал... Сильное «прано». Он ярко видел, остро чувствовал то, о чем говорил. И это передавалось...»
При копировании ссылка на сайт обязательна!
Разработка:
AlexPetrov.ru
Хостинг от ZENON
Copyright © 2009-2024
Olga-Yakovleva.ru